Фильм "На дороге" - экранизация одного из культовых американских произведений, одноименного романа Джека Керуака, написанного в 1951 году и ставшего манифестом целого поколения битников . Поколения, чье детство пришлось на страшные предвоенные годы и Вторую Мировую, а юность - на тяжелые послевоенные годы. Поколение, сломанное войной. Поэзия битников стала либеральной реакцией на консервативные ценности послевоенной Америки, которые принято называть "американской мечтой": карьерный рост в крупной компании, дом в ипотеку, новую тачку, костюм и галстук.
Молодые люди из бит-поколения рубежа 40-50-х годов находились в отчаянном поиске свободы, свободы дикой, непричесанной, нарушающей все запреты дряхлеющего общества "отцов" - тех, кто взрослел в годы Великой депрессии и кто как огня боялся любых социальных потрясений. Битники находили эту свободу в нарочито асоциальном поведении, неизвестном еще многим мире легких наркотиков, свободного секса, бушующей полуподпольной афроамериканской джазовой музыке и конечно в собственном творчестве, не признающем никаких границ. А идеальным фоном для поиска свободы стала романтика дороги, дух фронтира, который гнал молодых американцев с востока на запад. Вагоны пионеров заменили "Хадсоны" и "Паккарды", но жизнь "в дороге" по прежнему привлекала молодых людей, не желавших принимать традиционные ценности американского общества середины ХХ века.
На мой взгляд, экранизация романа "В дороге" получилась очень удачной и крайне противоречивой, ее ругают многие критики, прямо, как и оригинал, который критики долгие годы не принимали и давали ему негативные оценки, но которому удалось снискать культовый статус среди читателей.
Создателям фильма лучше всего удалось передать дух эпохи: ту атмосферу конца 40-х-начала 50-х, пропитанную потом и алкоголем, клубами табачного дыма и марихуаны, грохочущих звуков джаза и ревом мчащихся по хайвэям автомобилей. Это фильм про поколение людей, ради свободы отказавшихся от семьи, уютного дома, хорошей работы, и отправившихся в путешествие к поискам самого себя. Наматывая тысячи миль в любую погоду среди разнообразных пейзажей Америки, от заснеженных лесов до мексиканских пустынь, со случайными попутчиками, перебиваясь разовыми заработками и воровством, меняя города, ночлежки и партнеров. Сэлу удалось найти себя, он прошел этот путь и стал старше, Мерилу сошла с дороги с детской верой в сказку о «нормальной» жизни, а Дина дорога сломала, у него не осталось ничего, кроме пустоты, и в конце фильма, в сцене прощания, видна появившаяся пропасть между ним и Сэлом. Стараясь найти свое место в этом мире, в своих отчаянных поисках свободы, битники посеяли ветер, поднявший бурю движения хиппи, сексуальной революции, рок-н-ролла...
"На дороге" - это фильм, в котором нет героев или злодеев, нет хороших или плохих, у каждого здесь свое понимание свободы, безумная, безудержная жажда жизни и желание попробовать в этой жизни все, что только можно. И у каждого здесь своя правда и своя дорога. И каждый сам выбирает, куда она заведет - ведь известно, что любое путешествие - это путешествие в себя. И неважно, где ты побывал, важно, кем ты вернулся назад. Ведь любое путешествие имеет смысл только тогда, когда есть куда вернуться.