Закрыть
Логин:

Пароль:

Регистрация
Регистрация Закрыть
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Логин:
Пароль:
Повторите пароль:
E-Mail:
Форумы
Список тем
Обновления Поиск
Пользователи 
Правила
Помощь
Авторизация: 
Регистрация
Сообщения 1 - 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
  Просмотров: 27686Тема: «Волки» в форуме: Оборотни
#1
Что такое волк - творение Господа или дьявольское отродье…
Может ли волк первым напасть на человека? Старинные рукописи утверждают, что может.
Можно ли верить рассказам про оборотней? Что такое волк - творение Господа или дьявольское отродье, вырвавшееся из ада на землю? Врожденный страх, который внушает нам это животное, по всей видимости, является следствием соединения в нашем сознании подлинных злодеяний серого хищника и укоренившихся суеверий. В средние века, пожалуй, никто не сомневался в том, что дьявол способен превратить человека в волка. И чуть ли не каждый мог привести в доказательство этого случаи из жизни, очевидцем которых он якобы лично являлся. На глазах у одного двуногое существо, покрытое шерстью, изнасиловало и похитило маленькую девочку. Другой клялся, что видел, как получеловек-полуживотное безжалостно терзал клыками мальчика-малолетку. А третий, между прочим, монах, божится, будто только с помощью святой воды сумел отбиться от нападений мерзкого создания с волчьей пастью.
В начале XIII века Этьен де Бурбон писал: «… В Лионском приходе существовал обычай относить младенцев на поклонение святому Гинфору. Детей в колыбели привязывали к стволу дерева, зажигали две свечи и уходили, дожидаясь, пока свечи догорят.… Одна женщина рассказывала, что, призвав лесных духов и удаляясь, она видела, как из лесу вышел волк и направился к малютке. Если бы она не бросилась назад, волк или, как она говорила, скрывающийся под его личиной дьявол сожрал бы младенца».
Что любопытно, о подобных леденящих кровь встречах свидетельствуют не только невежественные простолюдины, готовые поверить во что угодно. Нет, страх перед оборотнями живет во всех социальных группах общества, даже в самых привилегированных. Так, 16 января 1574 года парламент города Доля приговорил некоего Жиля Гарнье к смертной казни через сожжение «за убийство четырех девочек и мальчиков, совершенных, по его собственному признанию, в обличье волка, и за последующее затем поедание их плоти». Даже в начале XVIII просвещенного века еще многие были убеждены в том, что люди, преданные анафеме или отказавшиеся справить празднество Святой Пасхи, рискуют превратиться в оборотней.
По воле Карла Великого был сформирован специальный отряд охотников на волков. Пользуясь, и часто без всякой меры, дарованным им правом устраиваться на ночлег в частных домах, они по сути дела безбожно обирали крестьян, да так, что в 1395 году Карлу VI пришлось даже издать особый указ, в котором он обязал охотников останавливаться на постой в гостиницах и платить за еду и питье. А за ослушание пригрозил королевским судом.
Свидетельств тому, что волки питаются человеческим мясом не счесть. Кроме того, животные подчас не гнушаются и мертвечиной. Вот что пишет один состоятельный парижанин, ставший очевидцем трагических событий: «В 1421 и 1422 годах волки так изголодались, что и в городах ив полях раскапывали лапами могилы; повсюду, куда ни пойдешь, можно было натолкнуться на обеденные ими трупы. Нищета и голод, вызванные проклятой войной, возрастали изо дня в день, и не было видно конца несчастиям. На протяжении 1423 года волки входили в Париж каждую ночь, и иногда их убивали по три или четыре за одну ночь; на следующее утро те, кому это удавалось, расхаживали по городу с подвешенной на жердях тушей, и горожане щедро одаривали их деньгами».
РисунокРисунок
#2
Волк - самый крупный зверь из диких представителей семейства собачьих. Он наиболее ярко представляет весь род Canis, Существует особая отрасль зоологической науки - волковедение, имеющая свои школы, методы, и все же это животное остается загадочным и интересным. Волки - хищники, охотники на крупную добычу. Они живут стаями, в центре которой стоит пара взрослых животных и несколько поколений их потомства. У северных подвидов часто встречаются стаи с большим числом взрослых особей. Величина стаи - важная популяционная характеристика волков. Западногерманский зоолог Эрик Цимен указал на два важных фактора, влияющих на размер стаи: 1. Размер основной жертвы хищников. 2. Плотность популяции. Но сама стая - это саморегулирующийся механизм. Если плотность популяции низкая, то стаи небольшие, отделение подрастающего поколения происходит быстрее. При благоприятных экологических условиях плотность популяции возрастает, в этом случае величина стаи увеличивается, но до определенного предела. Рост происходит лишь за счет нестайных волков-одиночек, занимающих подчиненное положение. Таким образом, в стае существует "ядро" из волков с высоким социальным статусом и подчиненные волки. При ухудшении экологии, при рождении нового поколения, именно подчиненные волки-самцы самостоятельно покидают стаю, а самки изгоняются важнейшей самкой. Размножается и выращивает молодняк только одна - альфа-самка. При рассмотрении вопроса о взаимоотношениях между стаями группа американских зоологов под руководством Дэвида Мэча выдвинула интересную гипотезу. Оказывается, между участками волчьих стай существуют некие "буферные зоны", куда стаи изредка (во избежание конфликтных ситуаций) заходят и маркируют. В благоприятные периоды волки здесь не охотятся, зоны становятся своеобразным "заповедником" для жертв. Если обстановка меняется, т.е. добычи на своих участках оказывается недостаточно, стаи выходят на охоту в эти зоны. Возникают межстайные конфликты, приводящие к жестоким дракам, в которых участвуют взрослые волки высоких рангов, что приводит, в конечном счете, к поражению одной из стай. Таким образом, регуляция размера стаи происходит и внутристайно, и межстайно.

Известны сообразительность и ум волков. Умение выбирать наиболее удобные места для охоты, устройство так называемых "волчьих загонов", передача подобной информации следующим поколениям, разделение ролей между членами стаи (загонщики и засадчики) - все это делает зверей достойными уважения и внимательного отношения. Высокая способность к рассудочной деятельности позволяет волкам использовать бесхозяйственность человека, противостоять многим мероприятиям, направленным на их жестокое истребление.

Американские зоологи считают, что штаты Техас, Пенсильвания и Флорида населяет особый вид - красный волк.

Таким образом, ближайшие родственники волка - это койоты, населяющие Северную Америку, и шакалы, обитающие в Африке и Евразии. Домашнюю собаку, происхождение которой достоверно не установлено до настоящего времени, обычно выделяют в самостоятельный вид.

Сегодня волк распространен во многих районах Европы, Азии и Северной Америки, населяя преимущественно открытые и полуоткрытые пространства. Северной границей распространения волка служит побережье Северного Ледовитого океана. На юге Азии, в Индостане, волк распространен примерно до 16' северной широты.

Под влиянием человека ареал волка резко сократился за последние 200 - 250 лет. Человек истребляет волка, защищая стада домашних животных, и вытесняет его из густо населенных районов. В настоящее врем волка нет в Японии и на Британских островах. Он истреблен во Франции, Голландии, Бельгии, Дании, Швейцарии, во всей Центральной Европе.

В последние десятилетия ареал волка в Европе продолжает сокращаться очень быстро и принимает островной характер, оставляя огромные разрывы между отдельными популяциями. Волк еще обычен в горных районах, в степях Казахстана, на обширных пространствах тундры и лесотундры.

500 - 1000 лет назад волк был распространен практически всюду в Европе, Азии и Северной Америке. В историческое время среди наземных млекопитающих ареал волка занимал по площади второе место после ареала человека. В настоящее время лишь серая крыса с помощью человека смогла расселиться шире, чем волк. В своем ареале волк очень изменчив, образу множество подвидов, различающихся размерами, окрасом, некоторыми особенностями образа жизни. Зоологи выделяют несколько десятков подвидов волка. Самые крупные волки населяют тундру, самые мелкие - южные районы.

У волка очень хорошо развиты органы чувств – острое зрение, чутье, не уступающее чутью собаки, и слух. Многие ученые признают тот факт, что волк имеет высокоразвитую психику, что позволяет ему успешно сопротивляться человеку, правильно анализировать обстановку и делать для себя полезные выводы. Лапы волка хорошо опушены, что увеличивает площадь опоры при движении по снегу, но масса волка такова, что в снегу и при слабом насте он проваливается. Передние лапы имеют округлую форму, задние более продолговаты. Волк относится к пальцеходящим животным. На передних лапах у него пять пальцев, а на задних – по четыре. При движении шагом или рысью волки оставляют после себя прямую строчку следа. Задние лапы точно становятся в след передних. При спокойном шаге стая волков также идет друг за другом след в след и только при крутом повороте или преодолении препятствия волчий строй рассыпается. Тогда можно легко определить количество волков в стае. Волчий след имеет много общего со следом собаки, но есть и различия. У волка след стройнее, более вытянут, когти и подушечки пальцев на следу выражены резче. Отпечатки двух передних пальцев волчьей лапы как бы выдвинуты вперед, между ними и крайними пальцами поперек следа можно положить соломинку. Отпечатки подушечек собачьей лапы собраны в комок, и соломинка, положенная поперек, будет одновременно касаться или даже пересекать отпечатки всех четырех пальцев. Следы волков-самцов крупные и округлые, а у самок более мелкие и овальные. Наступая на снег и вытаскивая из него ногу, волк оставляет на снегу поволоку и выволоку. При движении стаи след в след многие волки задевают края ямки, и поэтому по нескольким поволокам можно определить, что прошло несколько зверей. При этом ямка следа становится больше, разбивается. Изучая следы волка, можно различить несколько аллюров: шаг, рысь, галоп, карьер. Шагом волки ходят редко, в основном при скрадывании добычи. Движение шагом позволяет зверю лучше использовать слух и чутье. Рысью волки идут со скоростью 20 км в час и проходят большие расстояния. Галопом волк пользуется при преследовании жертвы, или спасаясь от погони. Карьером волк может пройти небольшое расстояние, так как быстро выдыхается. Но этот участок он может пройти со скоростью 85 км в час. (Макридин, 1978). При движении галопом или карьером остаются отпечатки всех четырех лап, причем задние ноги при каждом прыжке волк ставит впереди передних. Для устройства логова волки выбирают места с хорошей кормовой базой и недалеко от воды. Во всех случаях волки оставляют следы, особенно в районе логова и местах водопоя. Логово устраивается, как правило, в глухих, редко посещаемых человеком местах. Логово – это ямоподобное углубление в земле под вывороченным деревом или настоящая нора с одним выходом на глубину 1,5–3,5 м, диаметром входного отверстия 40–50 см (В. Козлов, 1966). Следы передних лап волка крупнее задних, и подошвенные подушечки передних лап закруглены внутрь, а подушечки задних – наружу. Это бывает хорошо заметно на сыром песке или мокром снегу. Отпечатки передней лапы крупного волка достигают до 15 см в длину и до 10 см в ширину. Величина следа взрослой самки равна величине следа самца-переярка. Прыжки волка достигают 2 м. У крупного волка длина шага 90 см, а когда звери идут след в след, то длина шага составляет 65–75 см. Если с осени следы выводков встречаются на полянах, в лесу, на лугах и опушках, то с выпадением глубокого снега вы чаще найдете волчьи нарыски на дорогах и открытых возвышенных местах, где ветер сдувает снег или делает его более плотным. При глубоком снеге в лесу волки передвигаются только по дорогам и тропам, проложенным человеком, лосями и кабанами. В заключение надо сказать, что основу питания волков составляют домашние и дикие животные, и при наличии большого количества волков задачи развития животноводства и охотничьего хозяйства становятся проблематичными. Ущерб от волка огромен, и поэтому его повсеместное уничтожение является одной из главных задач охотничьих хозяйств.
РисунокРисунок
#3
КРОВНЫЕ УЗЫ
Волчью стаю- группу животных, связанных родством и взаимной симпатией,- возглавляют волк и волчица. Остальные ее члены- их отпрыски (от крохотных щенят до 2-3- летних подростков). обычно в волчьей семье бывает 6-7, а иногда и 15 животных.

ВОЖАК
Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга волчица. Чтобы остальные подчинялись, лидеры должны обладать сильным характером. Все решения, касающиеся жизни стаи, принимает именно эта пара.

ЖИЗНЬ В ВОЛЧЬЕЙ СТАЕ
Волки- общественные животные: они живут стаями. В любой стае есть своя "табель о рангах", а в ней каждому волку отведено свое место. Сильные волки верховодят, а те, кому нужна твердая рука, подчиняются им.

ЧЬИ КЛЫКИ СИЛЬНЕЕ?
В стае, где за порядком следит вожак, волки между собой обычно не дерутся. Однако с чужаками или с нарушившими границу владений волками-одиночками стычки случаются часто. Каждая волчья стая охотится только на своей территории. Хозяева строго охраняют и детят ее, предупреждая соседей, что им сладует держаться подальше. Любой непрошеный гость будет наказан.

ОДИНОКИЙ ВОЛК

Почему человека-нелюдима называют волком-одиночкой? потому что он напоминает волка, который ушел из стаи и живет сам по себе. С течением времени в стае происходят изменения. Претенденты на роль вожака остаются в стае и ждут своего часа. Другие волки, повзрослев, уходят, чтобы скитаться и охотиться в одиночку. Но и они могут создать свою стаю, если м повезет встретиться с одинокой волчицей.

ОТВЕРЖЕННЫЕ
В больших стаях часто бывает так, что какого-нибудь волка травят все его сородичи. Иногда отверженному становится совсем невмоготу, и он вынужден покинуть стаю.

Страх перед волками

Для каждой конкретной области наиболее распространенный в ней зверь или зверь, которого там бояться, является тем животным, в которое (по местным верованиям) превращается человек. Если зверь вымирает, мифпостепенно исчезает. Так, во времена, когда оборотни считались на континенте врагами людей, в Англии к ним относились как к жертвам помешательства. Это происходило не вследствие каких-то обдуманных причин, не в результате снисхождения (поскольку ведьм изгоняли и жестоко преследовали в те времена), но ввиду того обстоятельства, что волки (в Англии) вымерли. Известны случаи, когда волчьи стаи обращали в бегство целые отряды хорошо вооруженных охотников.

Не требуется много воображения, чтобы представить, какие мысли одолевали одинокого путника, сидящего у костра где-то в средних веках и слушающего голодный вой волчьей стаи, доносящийся из чащи. Ряд верных, но редких случаев нападения не бешеных волков на людей (чаще всего – на детей) отмечен рядом специалистами, хорошо знающими волков. Исследования, проведенные в виварии МГУ, дают основания сделать вывод, что 30% волков средней полосы России обладают возможностью нападения на человека. При встрече человека с волком иногда возникают такие условия, при которых пассивно-оборонительный блок не сможет затормозить реакцию агрессии.

Это происходит по разным причинам. Во-первых, волки боятся далеко не каждого человека. Более всего они боятся мужчин, менее – женщин, и почти не боятся детей. Во-вторых, очень большую роль играет поведение человека, встретившегося с волком. Если человек (даже мужчина) убегает или уходит от волка, последний перестает его бояться или, вернее, начинает бояться меньше. И в этот момент может проявиться реакция агрессии волка.

Исходя из работ Конрада Лоренца, можно сказать, что у волков, как и у всех животных, есть зоны: равнодушия, внимания, тревоги, предупреждения и агрессии. Но если волк голоден (например, зимой), то об агрессии говорить нет смысла, т.к. он видит не человека, а несколько десятков ходячих килограммов мяса и, соответственно, будет выслеживать, подкрадываться, нападать. Наиболее обстоятельный материал о нападении волков на людей, основанный на документальных данных, собран И. П. Павловым. Тщательный анализ привел его к выводу, что чаще всего волки нападают на детей. Это бешеные волки, либо животные, потерявшие зубы при освобождении из капканов.

Нападения на людей происходят обычно в те периоды, когда источники питания оказываются весьма суженными. Но, помимо этого, бешеные волки в период вспышки этой инфекции являются постоянной и страшной угрозой для сельских жителей. В заключение необходимо сказать еще раз о чрезвычайно большой пластичности поведения волков. У волков довольно высоко развита рассудочная деятельность, которая в результате проведенных в лаборатории МГУ исследований может быть оценена несколько выше, чем у собак. Это свойство высшей нервной деятельности дает волкам возможность быстро оценивать сложившуюся ситуацию и принимать наиболее рациональную тактику выбора решения.

Учитывая все выше сказанное о волках и плюс к этому массу суеверий, которые бытовали в средних веках, можно предположить, что стоило только одинокому волку показаться на окраине деревни, как сразу же начинали ползти слухи. Даже если этот зверь был относительно безвредным и не нападал на людей, на него тут же «вешали всех собак» за преступления в этом районе. В результате какой-нибудь ни в чем не повинный старый волк, набравшийся храбрости и опыта на лесных тропах, умеющий уходить от охотников, часто получал репутацию настоящего оборотня. С течением времени история с волком, произошедшая в данной деревне, могла мутироваться в зловещую легенду о нападениях оборотней в стародавние времена на жителей этой местности.
РисунокРисунок
#4
Основные данные о волчьем языке

Основу языка волков составляют следующие элементы звуковой сигнализации:
- главнейший - вой с его непередаваемыми разновидностями и оттенками. Более того, возможно, что вой издается волками не только в диапазоне частот, слышимых человеком, но и в других диапазонах, доступных волкам;
- фырканье и звонкий лай;
- рычание, клацанье зубами, визг, скуление, взлаивание;
- разноголосье, тявканье, подскуливание, визг молодых волчат.
Кроме звуковой сигнализации, передача и прием информации волками ведется посредством следов жизнедеятельности, запахов и визуально.
Это могут быть:
- мочевые точки;
- следы передвижения (следы ног, остатки шерсти на кустах и деревьях и др.);
- поскребы на земле или на снегу, следы вывалявшихся волков на земле или снегу, падали…
- гнездо (место вывода и первоначального выращивания волчат);
- логово в широком понимании этого термина как система гнезда и дневных лежек, обычно в пределах кормового участка данной семьи;
- запахи волков; они не только индивидуальны, но часто неуловимы человеком, хотя прекрасно улавливаются и различаются волком;
- непосредственные контакты зверей в воспитательных, агрессивных и других целях. Имеет значение и визуальная информация.
Здесь особое внимание уделяется весьма разнообразной мимике, положению и движениям тела, ушей и хвоста.
Неразгаданных тайн воя волков так много, что это заставляет ученых прийти к следующему выводу: вой является самым загадочным и вместе с тем наиболее притягательным феноменом в биологии волка. В настоящее время не существует не только единого мнения о функции данной звуковой реакции, но подвергается сомнению и сама постановка вопроса (А.Никольский, Н.Фроммольт, 1989). Таким образом, по своему многообразию, как это ни парадоксально, волчий язык, особенно вой, сходен с языком людей.
Волки воют преимущественно на зорях и ночью, но иногда, особенно после гибели одного из членов семьи, и днем. В этом случае вой особенно част и продолжителен. Так, после отстрела волчицы жители соседней деревни дали следующее красочное описание тоскливого, горестного воя: "Волки с неделю выли утром, вечером, иногда днем, ажно плакали". При этом вой строго индивидуален, так же, как голоса и интонации людей. Четкую характеристику индивидуальности воя матерого дает старейший волчатник МООиР Василий Петрович Петров: "Один кобель голосистый, другой гнусавый, один воет длинно, другой покороче". И все же при всем многообразии волчьего воя можно выделить некоторые стойкие особенности. Прежде всего, как и голоса людей, вой волков отчетливо различается по половозрастному признаку:
- вой матерого волка - густой и низкий, очень редко с взлаиванием;
- вой матерой волчицы - на значительно более высоких нотах; иногда имеет место скуление и взлаивание;
- вой переярков - на еще более высоких нотах с частым взлаиванием, иногда поскуливанием;
- прибылые не воют. Они "голосят", издают разноголосое, типично щенячье тявканье, взвизгивание, скуление.
Как уже отмечалось, высота звука, тональность, частота повторения, продолжительность, склонность к вою в разные часы суток - все различно, индивидуально.
Назначение звуковых сигналов, особенно воя.
Волки вкладывают в вой совершено определенные значения: угрозу, тоску, отчаяние, грусть, сигнал о пойманной или найденной добыче, призывы, ласковые интонации по отношению к волчатам и др. Волчица, возвращаясь к логову, негромким скулением нежно созывает разбредшихся волчат, на логове она коротко и негромко отвечает воем на вой возвращающегося матерого. Волчица или матерый, заслышав неумелую подвывку, заподозрив извечного врага - человека, резким фырканьем или рыком с клацаньем зубами обрывают неуместный ответный вой переярков или тявканье прибылых, а если они не послушаются мгновенно, то и накажут непослушных. Когда волчата подрастут, сигналы тревоги служат командой подросшим волчатам: "Всем спрятаться и затаиться".
В последние дни беременности и в первые дни после щенения волчица лежит "крепко", беззвучно. Одинокая волчица во время гона призывно воет, поджидая самца, но услышав его ответ, сама не отвечает и не идет навстречу. Способности волка к определению направления на источник воя таковы, что он с первого раза точно его определяет и, как по пеленгу, выходит на него. Матерый, возвращаясь к логову обычно позже волчицы, издает свой обычный вой, но несколько более слабый, короткий: "Я на подходе".
Матерый иногда огрызается на волчат, требующих у него отрыжки, старается отойти, но после вмешательства волчицы все же срыгивает. Заслышав умелую вабу голосом самца или вой конкурента, посягающего на его кормовой участок, матерый с яростным рычанием идет ему навстречу для битвы. Были случаи, когда в азарте он "вылетал" к искусному подвывале с явно агрессивными намерениями.
Одиночный и групповой вой
Одиночный вой служит для связи между членами семьи-стаи, определения местонахождения одиночек, предупреждения о занятости территории, установления контактов разнополых зверей в период гона, выражения состояния особи, для созыва волчат и заботы о них со стороны родителей, сигнала добычи, тревоги и др.
Г рупповой вой служит для сплочения семьистаи и выражения ее состояния, Возможно, групповой вой дружной, многочисленной и мощной семьи-стаи служит доказательством прочной занятости данного кормового участка.
Смысл звуковых сигналов
Определение смысла звуковых сигналов весьма необходимо для организации успешной охоты, но они столь многообразны, что приведенные нами данные - лишь первое приближение к познанию волчьего языка и далеко не свободно от ошибок.
Сигнал созыва волчат матерой образно описан В.Бологовым (1986). Звуки напоминают "ау" перекликающихся в лесу женщин, но как бы перевернутые - "у-у-у-у-а-а". Продолжительность небольшая, всего 4-7 секунд.
Описывается случай, когда после гибели волчицы около гнезда стал часто появляться матерый и, не доходя до гнезда 300-400 м, издавал для волчат длительный сложный вой с "успокаивающе нежными" интонациями.
Сигналы предупреждения об опасности
Фырканье обычно используется волчицей, ре же матерым для предупреждения волчат. После этого сигнала волчата проворно скрываются и затаиваются в защищенных местах. Звонкий лай и вой, чередующийся с фырканьем, - редкий сигнал, и нам не доводилось его слышать. А.Никольский и К.Фроммольт (1989) так описывают его: "Реакция волков на своего злейшего врага - человека не ограничивается фырканьем Звонкий лай, очень похожий на лай собаки или на вой, чередующийся с лаем. Когда волки разберут обман неумелой вабы, волчица при конце воя обрехом, слогом "гамм" сразу обрывает ответ выводка". В.Бологов (1986) запрещающий сигнал матерого сравнивает с мощным "гов-гов", после чего волчата моментально умолкают и затаиваются. Попытаемся дать "вольный перевод" некоторых фраз волчьего языка.
Вот сперва тихо затянул свое "у-у-у-у" матерый, словно провода гудят под ветром, Звук все крепнет, тон чуть выше, и вот уже на весь лес раздается густой, тягучий вой. Чувствуется мощь здоровенного волчицы. А под конец грозным предупреждением звучит еще более басистое "о-о-о-о" или "о-о-о-а-а": "Слышите, эта мой и моей семьи лес, мой кормовой участок, берегись, чужак!"
Вот с неизбывной тоской затянула в два колена матерая: "у-у-у-у-у", "у-у-у-о": "Как сохранить еще не совсем окрепших, но шустрых волчат? Что-то разбрелись они. Куда делся тот, самый крупный, лобастый, который вечно затевает возню и драки. Мать здесь, иди сюда, несмышленыш!"
Нераспознанные сигналы волчьего языка
Опытные охотники-волчатники неплохо разбираются в волчьем языке, Однако, несмотря на столетия охоты на волка, на многочисленные научные исследования и публикации по биологии и повадкам волков, мы до сих пор не знаем (и едва ли скоро будем знать) многие особенности волчьего языка, способов общения волков. Например, не известны сигналы, которыми пользуются волки при организации и проведении совместных охот. А различная сигнализация совершенно необходима для организации и осуществления волчьих охот, которые весьма разнообразны. При их проведении валки отлично используют условия местности, учитывают особенности поведения своих жертв. С .Корытин и Д.Бибиков читают, что "богатство охотничьих приемов - одна из главных причин необычайной экологической пластичности волка, способности выдерживать интенсивное преследование"
Вот один из примеров. Семья-стая при кочевом образе жизни нередко проводит групповые, весьма добычливые охоты. При этом, подобно нашим охотам "загоном", семья-стая разделяется на загонщиков и "стрелков", то есть волков на номерах. Но какими сигналами они организуются, как устанавливается распределение обязанностей кому идти в загон, а кому обходить добычу, становиться на верном лазу и стремительно перехватить жертву? Или как организуется охота на крупного и, опасного зверя, например, лося, когда часть волков отвлекает сохатого с головы, причем они не нападают на него, увертываясь от копыт и рогов, но не дают ему хода, а другие волки нападают сзади и с боков? Рвут промежность, бедра, живот и бока, в результате чего жертва погибает от потери крови. Известен случай, когда на морозе от хваток волков сзади и с боков, кровь вперемешку со снегом замерзала на задних ногах лося, превращая их в кровавые тумбы. О высокой организации групповых охот свидетельствует и следующее. Несмотря на то, что такие волчьи охоты производятся систематически, мы ни разу не видели волков, погибших от копыт или рогов или следов их поражения. Публикаций о гибели волков от лосей или оленей, насколько нам известно, нет, а красивые картины об этом, скорее, придуманы. Гибель волков во время охоты, конечно, бывает, но чрезвычайно редко. Неоспоримо, что столь разумные приемы многочисленных коллективных волчьих охот могуг быть организованы и проведены только с обменом информацией, подачей еще неизвестных команд или очень тихой звуковой сигнализацией, то ли совершенно бесшумно, мимикой, прикосновениями, телодвижениями, то ли каким-либо иным способом. Именно необыкновенно развитая система сигнализации (обмена информацией) обеспечивает тесно сплоченной семье-стае высокую эффективность коллективных охот, а следовательно, и выживаемость в самый трудный зимний период. Как отмечалось выше, даже в той части звуковой сигнализации, которую может слышать человек, еще много неясного. Но совсем неизвестна нам вполне вероятная гамма волчьего языка на частотах, не слышимых человеком. А ведь известно, что волк иногда принимает позу для воя, запрокидывая голову, но самого воя при этом люди не слышат. В свете сказанного и в прикладном и в научном плане необходим широкий сбор сведений о волчьем языке и дальнейшие исследования этого феномена.
Дополнительные особенности воя, важные для обучения подвывке
Как отмечалось, вой матерого отличается густотой тона, басом или баритоном, мощностью и продолжительностью, почти всегда без перерывов. Вой, особенно низкий вначале, в середине немного повышается, а заканчивается опять на низкой ноте.
Э то длительное "гудение" почти на одной низкой ноте сходно с протяжным "у-у-у-у" или "у-у-уоо", а иногда с еще более коротким басистым, грозным окончанием "у-у-у-у-о-а-а". Изредка вой матерого бывает с небольшим перерывом. Длительность воя различна, как и степень "гнусавости". Дыхательный аппарат матерого волка значительно совершеннее, чем у человека, поэтому волк иногда может "тянуть" на одном дыхании больше чем человек, до 20-25 секунд, но в большинстве случаев длительность воя - порядка 15 секунд. П ри помощи современной акустической аппаратуры, использованной А.Никольским и К.Фроммольтом (1989) при содействии В.Бологова, удалось получить в условиях Центрального лесного заповедника фонограммы воя крупного волка (вероятно, матерого). Длительность воя была всего 8-10 секунд. Это подтверждается и на подслухе и при подвывке. Выводок откликается на подвывку "среднего" вабельщика длительностью порядка 10 секунд. Кстати, известный волчатник Московской области А.П.Изотов успешно имитировал вой матерого подвывкой длительностью 10-12 секунд. Волчица воет на высокой ноте, сравнимой с тенором, заунывно и тоскливо. Слышится долгое "уу-у-у" с переходом в конце колена на "о-о-о" или "а-а-а". Воет волчица "в два колена" с коротким перерывом между ними или без перерыва, только с заметным ослаблением, как бы замиранием звука. Длительность одного "колена" всего 5-7 секунд. На магнитофонной кассете, розданной участникам семинара волчатников МООиР в июне 1996 года, записаны подвывки А.Изотова и Ф.Васильева, а также натуральный вой волчицы без полных перерывов между "коленами" общей длительностью 10-13 секунд и разноголосое, тонкое, то ослабевающее, то усиливающееся тявканье, взвизгивание и взлаивание волчьего выводка в августе, длительностью порядка 1-1,5 минуты. Переярки воют высоким тоном, еще короче, чем матерые. Кроме того, их вой отличается взвизгиванием и взлаиванием, обычно в конце "колена". Прибылые (щенки) голосят по щенячьи. По мере подрастания они обучаются основам волчьего языка, постепенно осваивая короткие подвывания с частым тявканьем, взвизгиванием, все приближаясь к звуковой сигнализации переярков.
Время воя по сезонам
Вой волков можно услышать почти круглый год, только в период гона, в середине зимы, и в период щенения вой редок. В период гона это или призывный вой созревших волчиц, или перекличка переярков, иногда басовые партии матерых самцов. Поздней весной и в начале лета матерые обычно избегают выть, боясь выдать местоположение гнезда. По необходимости их вой бывает кратким и не громким. Частота воя по месяцам представлена на графике. Наиболее часто волки воют в июле-августе, когда волчата, окрепнув и достигнув 1-1,5 месячного возраста, активно перемещаются и когда матерые и прибылые начинают менять логова (дневные лежки, временные логова, дневки). Дневки бывают в удобных, хорошо защищенных местах. Зимой, в сильные холода - это густой еловый подрост и т.п. защищенные от ветра места, но во второй половине зимы, когда начнет пригревать солнце - нередко на солнцепеках. С течением времени и переярки, до второй половины лета болтающиеся отдельно, начинают все чаще присоединяться к матерым с волчатами, образуя уже полную семью-стаю. В этих условиях особенно необходимо звуковое общение. Одиночный вой в основном требуется для связи между членами семьи. Часто воют матерые на подходе к логову, а волчата, иногда и переярки, им отзываются. Нередка также и перекличка переярков. Бывает, что проголодавшиеся волчата, не дождавшись матерых, начинают скулить, взвизгивать и подтявкивать. Попозже появляется и групповой вой семьи-стаи, наступает пора наиболее частых "волчьих концертов". Всуточном разрезе чаще всего валки воют в сумерках, на зорях. Наиболее вероятно услышать вой в течение 1-2 часов после заката солнца или перед рассветом. В это время особенно возможен групповой вой. Нередок вой ночью. Днем волки отдыхают, Вой их крайне редок, а при необходимости перекличка или сигналы потерявшимся прибылым осуществляется тихо - коротким подвыванием или взвизгиванием.
Отредактировано: Наталька 30.04.2010 18:25:24
РисунокРисунок
#5
Легенда

В мифологических представлениях многих народов Евразии и Северной Америки образ Волка был преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины (или бога войны) и родоначальника племени. Общим для многих мифологий Северо-западной и Центральной Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени, а иногда и его близнеца - волчицей (ср. римскую легенду о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема, древнеира некую легенду о волчице, вскормившей Кира, рассказ китайской хроники 7 в. о предках тюрок, истреблённых врагами, кроме одного мальчика, которого выкормила волчица, ставшая позднее его женой и родившая ему десять сыновей; аналогичное предание о волке-прародителе существовало так-же и у монголов). Тотемические истоки подобных мифов особенно отчётливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени нутка существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок — вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка (греч. Долон, ср. также слав. Змей Огненный Волк}, что связывается с представлениями (проявляющимися и в фольклорной традиции) об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков), литовских вилктаков и др. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины называется иногда волком или имеющим «голову волка» (ср. прозвище грузинского царя Вахтанга Горгослани, букв. «волкоглавый») или «тело (живот) волка» (герой древнеиндийского эпоса «Махабхарата» Бхима; имена с тем же значением даются членам рода Волков, у тлинкитов-кагвантанов).
В качестве бога войны Волк выступал, в частности, в индоевропейских мифологических традициях, что отразилось в той роли, которая отводилась волку в культе Марса в Риме и в представлении о двух Волках (Geri и Freki), сопровождавших германского бога войны Одина в качестве его «псов» (аналогичное представление отмечено также в грузинской мифологии). Соответственно и сами воины или члены племени представлялись в виде волков или именовались волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжались в волчьи шкуры Согласно хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17 в. до н. э.) к войску, его воины должны быть едины, как «род» «волка» (хетт. , родственно др.-исл. vitnir «волк», укр.
вицун, «волк-оборотень»). Аналогичное представление о волчьей стае как символе единой дружины известно на Кавказе у сванов. Богам войны (в частности, Одину) приносили в жертву волков, собак, а так-же людей, «ставших волками» (согласно общеиндоевропейскому представ-лению, человек, совершивший тягостное преступление, становится волком); формула засвидетельствована по отношению к преступнику-изгою в хеттских законах, древнегерманских юридических текстах, а также у Платона (ср. др.-исл. vargr, «волк-изгой», хетт. «человек тягостного преступления»).
Связь мифологического символа Волка с нижним миром, миром мёртвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой Волк — брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Эдде» конец мира вызван чудовищным Волком, сорвавшимся с цепи (ср. мифы о чудовищных псах в мифологии народов Центральной Евразии).
У восточных палеоазиатов (камча-далов, коряков) сохранялся «волчий праздник», совершавшийся в связи с охотой на волка и представлявший собой обрядовое соответствие мифам о Волке. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка , у многих народов Европы (в т. ч. у южных и западных славян) приурочивался к осенне-зимнему сезону (латыш. vilka menesis — названия декабря — букв. «волчий месяц», а также аналогичные названия в других европейских традициях).
Представление о превращении человека в волка, выступающего одновременно в роли жертвы (изгоя, преследуемого) и хищника (убийцы, преследователя), объединяет многие мифы о Волке и соответствующие обряды, а также т. н. комплекс «человека-волка», изученный 3.Фрейдом и его последователями и воплощённый в художественной форме Г. Хессе в романе «Степной волк».
Для всех мифов о Волке характерно сближение его с мифологическим псом.
РисунокРисунок
#6
Охота

Волков можно назвать приспособленцами - они едят все, что можно поймать, и всех, кто слабее их. Летом в рацион волков, как это ни странно, входят птицы, лягушки, жуки и даже вегетарианские блюда из лесных плодов и лишайников. Голодные волки едят и падаль, отдирая мясо от костей подобно стервятнику, - жуткая картина, способствовавшая распространению о них зловещих преданий. Если же волк не хочет довольствоваться лишь тем, что попадется ему на пути, он всегда выберет самого крупного зверя, чтобы приложенные усилия принесли как можно больше пищи. Одинокий волк будет рад небольшому оленю или овце, а стае и зверь покрупнее вполне по зубам.

Стая запросто может загнать и завалить лося весом в полтонны (и это при том, что один волк весит в десять раз меньше). Для этого нужны сила, решимость и слаженность действий, так что на охоте законы стаи воздаются волкам сторицей.

Главное охотничье средство волка - его нос, улавливающий малейший запах добычи. Почуяв запах, вся стая поворачивает головы в нужном направлении и замирает, чтобы хорошенько его запомнить. Волки виляют хвостами, словно предчувствуя будущее пиршество, а последующие их действия зависят от типа местности. На открытом пространстве затаиться негде, и волки сразу атакуют; в лесу они подкрадываются с подветренной стороны, передвигаясь друг за другом и надеясь застать жертву врасплох.

Такая манера охоты позволяет добыть лося или другого зверя-одиночку, хотя они, скорее всего, почуют врага и окажут ему сопротивление. Крупный рогач может принять боевую стойку и ударами копыт отогнать волков, которым придется отступить и заняться поисками жертвы послабее. Если жертва начнет убегать, волки предпримут погоню, но откажутся от нее, если проиграют в скорости, - им нет смысла без нужды расходовать силы, которые еще не раз пригодятся.
РисунокРисунок
#7
Опасен ли волк для человека?

Нет. В Национальном парке штата Миннесота проживает от двухсот до четырехсот волков, и еще ни разу не было зафиксировано случая, когда волк беспричинно напал на посетителя парка (при том, что парк посещает около 3,5 миллиона человек в год).

Неофициально было проведено несколько расследований по поводу возможного нападения волков на человека. Например, однажды на севере один ученый попытался прекратить драку между волком и собаками, которые тянули его сани. В результате, когда он схватил волка за загривок, волк прокусил ему руку. Другой случай произошел в штате Миннесота, когда волк ошибочно принял охотника за оленя, потому что от одежды охотника исходил запах оленя; сбив человека с ног, волк осознал свою ошибку и убежал.

На евроазиатском континенте также существует множество слухов о нападении волка на человека. Эти истории можно услышать на Среднем Востоке, в Китае, Индии или России. Неизвестно, насколько эти истории правдивы. По крайне мере нет ни одного документально подтвержденного факта или официально проведенного расследования по этому поводу.

Нет сомнений в том, что если волк захочет убить кого-нибудь, он сделает это без всяких проблем. На охоте волк действует быстро и бесшумно, поэтому если он действительно нападет на человека с намерением его убить, он сделает это за несколько секунд. Однако следует понимать, что волк никогда не нападает без причины. Он убивает только животных и только для того, чтобы себя прокормить, а также, следуя инстинкту самосохранения.

(Данный отрывок является пересказом эпизода игры Gabriel Knight: The Beast within). Изучая поведение волков на природе, ученые обнаружили определенный способ общения между волком и его потенциальной жертвой. Этот способ общения получил название "язык смерти" (language of death). Перед тем, как напасть на животное, волк, совершая определенные действия, с определенным взглядом, как бы спрашивает его: "Согласен ли ты на то, чтобы я тебя убил?" Животное посредством "языка смерти" говорит волку либо: "Да, я согласен", либо: "Нет, сейчас ты меня не убьешь". При этом животные, рожденные и живущие на воле, подсознательно (или сознательно) понимают этот язык с самого рождения.

Здесь возникает ряд проблем, в частности, с домашними животными, которые не знают "языка смерти". Встретив на охоте таких животных, волк теряется и отступает. Но он также способен напасть на такое животное, если оно случайно (действиями или взглядом) даст ему положительный ответ на "языке смерти".
РисунокРисунок
#8
Почему волки на Луну воют

Однажды отец свет-небо Сварог собрал всех богов и провозгласил:
Приносят мне жалобы Святобор, бог лесов, и его жена Зевана, богиня охоты. Оказывается, с недавних лет, когда вольным вожаком стал рыжий волчище Чубарс, его подчиненные вышли из повиновения богам. Волки губят зверей безмерно и понапрасну, режут скот безоглядно, всем скопом стали кидаться на людей. Тем самым нарушается извечный закон равновесия диких сил. Не сумев справиться сосмутьянами, Святобор и Зевана взывают ко мне, Сварогу. О боги и богини, напомните, кто из вас может преображаться в волка?
Тут вперед выступил Хорс — бог лунного света.
— О отец наш Сварог, — молвил Хорс, — я могу обращаться в Белого Волка.
— Раз так, предуказую тебе еще до наступления полуночи навести божественный порядок среди волков. Прощай же!
...Рыжею волчицу Чубарса в окружении множества свирепых собратьев Хорс застал во время пиршества на поляне, залитой лунным светом. Волки пожирали убиенных животных.
Представ перед Чубарсом, Белый Волк сказал:
Oт имени бога богов Сварога спрашиваю тебя, вожак: зачем губишь зверье понапрасну и безмерно? На какую потребу режешь скот безоглядно? Для каких надобностей нападаешь даже на людей?
Затем, что мы, волки и волчицы, должны стать царями природы и установить повсеместно свои нравы, — прорычал Чубарс, разъедая жирный кусяще оленины. — А всех, кто посмеет встать на нашем пути, мы будем грызть. Вечно грызть, грызть, грызть!
И тогда Белый Волк вновь преобразился в бога лунного света. Он сказал:
— Да будет так. Желание твое исполнится. Отныне ты будешь вечно грызть но не живую плоть, а безжизненную Луну.
По мановению руки Хорса от Луны протянулась к земле узкая белая дорожка. Хорс легонечко ударил своим волшебным жезлом с восемью звездами рыжего волчищу Чубарса. Тот съежился, будто шелудивый пес, заскулил жалобно и ступил на лунную дорожку. Она стала укорачиваться, унося смутьяна в небесные выси.
Хорс тут же назначил волкам потно вожака — серого Путятю, и вскоре извечный порядок в лесах восторжествовал.
Но с той поры светлыми ночами волки иногда воют на луну. Они видят на ней изгнанного с земли рыжего волчищу Чубарса, вечно грызущего лунные камни и вечно воющего от тоски. И сами отвечают ему унылым воем, тоскуя по тем временам, когда держали в страхе весь мир.
РисунокРисунок
#9
Волчьи..что же мы знаем о них? многие, кто никогда их не изучал сразу же сообщат, что это опасный серый огромный зверь, который непременно навевает на всех ужас и рвет при удобном случае скот.. нет, все идет от стереотипов и не знания.. далее мы сможем рассмотреть некоторое данные об этих прекрасных животных, настоящих Лесных хозяев..а может и узнаем много нового..
С приходом времени Непонимания природы Матери, отделения от нее, обожествления некого человекообразного бога, который поставил себя выше ее.. природа стала вне закона, чем то бездушным и низким.. все звери и птицы - неотделимая ее часть в всеобщем балансе, стали просто тварями, которые и созданы лишь для пищи и собственных нужд человека, когда раньше были братьями и помошниками. Те звери, от которых не было выгоды, вскоре объявили дикими..их стали опасатся, как чего-то неведомого и уничтожать..

..из истории..
В славянской мифологии ВОЛК - крайне положительное существо. Он - один из немногих животных, появившихся при самом сотворении мира. Достаточно знать, что у многих славянских племен были роды Волка и выходцы этих родов становились дружинниками и князьями. "И самое интересное, тех людей, которые признавали Прародителя Волка своим предком, Волки на самом деле не трогали. Это крайне удивляло иностранных путешественников". Волк был одним из немногих, кто даже помогал в древности людям при охоте, оберегал посевы от всевозможных грызунов и косуль, был прародителем верного, но уже не свободного друга - собаки. Волк - был символом древних славян, как и индейцев, где существовало поверье, что вождь племени был вольным волком, таким же сильным и верным вожаком. На многих женских украшениях изображается волк, он изображался и на оружии, чтобы его мощь и смелость перешли к владельцу.
..Немного фактов..
"В Европе волк внесен в Европейский красный список и строго охраняется законом. В Украине волк стоит на грани вымирания, невзирая на то, что Украина подписала ряд международных природоохранных конвенций (Бернскую, CITES и др.). Поголовье серых хищников в украинских лесах катастрофически падает. Количество волков по официальным сводкам намеренно завышается (2 300 особей), экологи называют цифры в два раза меньшие (1 000). Природозащитники бьют в набат: речь идёт о необходимости включения волка в список кандидатов в Красную книгу.

В Европе большим «кайфом» считается послушать - за деньги - волчий вой непосредственно в лесу. Так волки «зарабатывают» на сохранение своей популяции. На вырученные деньги осуществляется пропаганда их защиты. Иное дело в Украине - здесь животные просто боятся подать голос… потому что фактически волк у нас объявлен вне закона.

В Украине облава на волков не прекращается фактически круглый год. Организовываются бригады по отстрелу этих животных. До недавних пор было официально разрешено отстреливать беременных волчиц и щенят.
На отстрел серых хищников не требуется даже лицензия. Под видом «охоты на волков» процветает браконьерство: жертвами охотников становятся и другие виды дикой фауны.
Намеренно раздувается шумиха в прессе, провоцирующая безнаказанную травлю волков. Экологи неоднократно отслеживали противоречия между сообщениями в газетах и официальными данными. Так в Одесской области была объявлена облава на взбесившихся волков, нападающих на людей, а тем временем Госдепартамент Одесской области на официальный запрос Киевского эколого-культурного центра дал ответ, что «фактов нападения волков на людей не выявлено».

Почему же всё-таки вокруг волчьей темы не стихает скандал? Так ли уж безобиден этот хищник?

Случаи нападения волка на человека периодически случаются: от 10 до 20 в год. Природоохраннники, однако, замечают: волки не убивают людей, а только кусают. А вот жертвами автомобилей, например, ежегодно становится до 10 тыс. жителей Украины. Тем не менее, иронизируют экологи, никто не устраивает «автомобильные погромы».
Специалисты-биологи утверждают, что такое высокоорганизованное умное животное, как волк, слишком много знает о человеке и панически боится приближаться к нему. Нападают волки только в том случае, когда они больны бешенством.
Случаев нападения больных бешенством волков в Европе уже не встречается, поскольку проблема успешно контролируется с помощью пищевой вакцинации. Но в Украине превентивные меры непопулярны. Здесь берёт верх жажда крови и выгода. Шкурой серого хищника прикрывают не только браконьерство, но и мошенничество. Так, в Карпатах, по данным КЭКЦ, волки почему-то нападают именно на застрахованных коров и овец…

Появление волка в человеческих селениях обусловлено тем, что охотники отбирают его натуральную пищу. Сегодня с дичью в лесу негусто (лось, к примеру, «стараниями» охотников уже занесен в третье издание Красной Книги Украины). В зимний, голодный период волки вынуждены идти в села и задирать скот. Чаще всего это делают уже раненые животные, которые не в силах догнать жертву. Известны факты, когда пойманные в капкан волки перегрызают себе конечности - лишь бы не попасть в человеческие руки. Покалеченные звери вынуждены подбирать более легкую поживу в человеческих поселениях.

Охота, вносит непоправимый дисбаланс в экосистему, от которого страдает население. Например, куда страшнее обычного волка - собаковолк, гибрид волка с собакой. Он тоже является следствием охотничьего беспредела. Волчьи самки, лишенные достаточного количества самцов своего вида, вынуждены, подчиняясь основному инстинкту, спариваться с собаками. Собаковолки лишёны страха перед человеком, а «дикости», агрессивности в них куда больше, чем в собаках. Так что здесь уместно процитировать слова известного натуралиста Моуэта: «Не кричи: «волки!»». Не стоит делать из волка козла отпущения.

Западным сородичам волков живётся куда легче. В Европе они находятся под охраной и не считаются «вредителями». Так, в Польше выпускают целые журналы и брошуры о защите волков. Люди успешно сохраняют их популяцию на том уровне, на котором волку не требуется задирать скот и питаться за счет человека. Волки живут большими семьями из нескольких поколений, и их популяция в идеале самодостаточна - им нет нужды выходить из лесу и уничтожать скот, если в том же лесу хватает дичи.

Поскольку «цивилизованные» европейцы охоту на волков запрещают, любители пострелять по живым мишеням едут в Украину и Беларусь. Здесь они присоединяются к дружным рядам отечественных высокопоставленных убийц. На волков охотятся за деньги (стоимость возможности «пострелять» - 150-700 долларов), централизованно и с суперсовременными техническими средствами. В этом удостоверился Владимир Борейко, директор КЭКЦ, после того как обнаружил в харьковском журнале «Охота в Украине» рекламу «охоты с полным сервисом». Позвонив по номерам (044) 569 54 67 и (044) 569 54 75, эколог дотошно расспросил бизнесменов, какие именно услуги они предоставляют. Оказалось, что «царские» охоты устраиваются специализированными фирмами с вертолетов, вездеходов и джипов, и даже с «интимными услугами», входящими в пакет услуг.
Волков выгодно уничтожать охотникам и лесникам. По словам Бориса Васильковского, директора общественной организации «Экоправо Киев», чиновники Гослесхоза создали в Украине «черный рынок» волчьих шкур, доходы от которых проходят мимо государственной казны. Цена одной шкуры на рынке - 700 долларов, отстрел – бесплатен, учитывая, что охотники не платят за лицензию."
От себя могу добавить, зная довольно опытного егеря, Н. Сысоева, который специально занимался вопросом о нападениях, сообщал, что он не встретил за свою жизнь еще ни одного немотивированного случая нападения здорового серого хищника. Бешентсво это уже другое дело..

Предки собак.
Волки обитают на Земле уже более миллиона лет. Произошли они от плотоядных хищников, живших 100 миллионов лет назад, а около 20 миллионов лет назад от волка произошли собаки.

Волчьи.
Род волки (Lupus) объединяет волков, койотов, шакалов, диких и домашних собак - наиболее крупных представителей семейства волчьих. Кроме того, к этому семейству относятся все лисы, песцы, енотовидная собака и гривистый волк.

Как и собаки, волки очень понятливы и легко поддаются обучению. К тому же у каждого волка особый характер: есть осторожные, дерзкие или самоуверенные, они держатся в волчьем обществе свободно и непринужденно, а других не видно и не слышно.


1 Небесный волк
В китае считали ,что солнечное затмение бывает тогда ,когда небесный волк проглатовает солнце !И когда затмение начиналось ,китайцы били в барабаны , кричали и стреляли в солнце , чтобы отогнать волка !Их даже неволновало , что стрелы недалитают .....Вскоре затмение кончалось и они считали ,что волк испугался и они победили.


2 Добрый волк
Считалось , что волк воплощение дьявола и его надо поставить на путь истиный !По примеру Франциска , когда его волк сьел осла он прикрепил ему на спину белье и заставил его ходить с бельем на спине виде горба до конца дней!!
РисунокРисунок
#10
Наташ, столько интересной информации!!!
Обожаю волков! smile:be
Спасибо огромное smile:oops:
#11
Не за что, Катюш smile:)
РисунокРисунок
#12
smile:apl: Наташ молодец! круто! Спасибо за инфы smile;)

Цитата
Наталька пишет:
В больших стаях часто бывает так, что какого-нибудь волка травят все его сородичи. Иногда отверженному становится совсем невмоготу, и он вынужден покинуть стаю.

это про Сета ты нашла? smile:D Полу надо язвить smile:D
#13
Цитата
Гуми пишет:
это про Сета ты нашла?Полу надо язвить

smile:evil: хм... Я скоро сама Полу шею сверну smile;) тогда Сет останется в стае smile;) вариант smile:D
РисунокРисунок
#14
Цитата
Наталька пишет:
хм... Я скоро сама Полу шею свернутогда Сет останется в стаевариант


это не вариант! Пол всю жизнь его будет пытать, даже после смерти!!! Душа волка не умирает smile:D уууу.... Сету будет сниться старые воняющие колбаски, сыр и Пол! который убивает его еще и еще *зловещий смех* бросая его одного в лесу как писающий волк smile:D
#15
Цитата
Гуми пишет:
это не вариант! Пол всю жизнь его будет пытать, даже после смерти!!! Душа волка не умираетуууу.... Сету будет сниться старые воняющие колбаски, сыр и Пол! который убивает его еще и еще *зловещий смех* бросая его одного в лесу как писающий волк

Чур меня чур smile:D
ха у меня к Полу дельное предложение его яд очень может пригодится в медицинских целях smile;) польза огромная будет
РисунокРисунок
#16
Цитата
Наталька пишет:
Чур меня чур
ха у меня к Полу дельное предложение его яд очень может пригодится в медицинских целяхпольза огромная будет

Чур тебя smile:D
могу дат свой яд, только боюсь, оченьь дорогой и капризный, что приходит в рот, когда захочет и брызгаю кому захочу smile:D так что будет трудно smile:be smile:D
#17
smile:Not: Во время язычества волкам поклонялись
Отредактировано: Маша Барабанщикова 05.07.2010 17:30:03
#18
Страшновато было бы стать волком-оборотнем,вдруг от меня семья пострадает smile:( smile:werwolf:
неизвестно,как такое может обернуться smile:be
хотя,оборотнем не становятся-им рождаются! ну разве что,какой-нибудь колдун проклянет smile:| или повторить полный цикл ликантропии smile:be
#19
нашла во что!


РАЗВИТИЕ КУЛЬТА ВОЛКА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

В различных источниках, отражающих развитие религиозных воззрений наших предков, наряду с упоминаниями о разных культах можно встретить сведения о почитании животных. В системе традиционных народных представлений об окружающем мире животные выступают как особая разновидность мифологических персонажей, вместе с божествами, демонами, стихиями, небесными светилами, самими людьми, растениями и даже утварью. Эти элементы, как объекты структурного описания, частично пересекаются друг с другом. Именно поэтому между мифологическими и животными персонажами далеко не всегда можно провести чёткую грань.

Цель этой работы – проследить развитие отношения к волку наших предков. Волк – наиболее мифологизированный персонаж. Ему присущ широкий круг разнообразных значений, многие из которых объединяют его с другими хищниками, а также с животными, которые наделены хтонической символикой. Соединив информацию разных источников, поражаешься тому, что отношение к этому животному с ходом времени изменилось в противоположную сторону. Если сначала волк почитался древними славянами, то позже (особенно с принятием христианства) он становится враждебным существом, а иногда и воплощением зла. Однако такая перемена объясняется не только сменой религиозных верований. Значение этого персонажа меняется ещё в языческий период, в то время, когда основным занятием наших предков становится скотоводство и земледелие.

Необходимо отметить, что установить чёткие временные рамки такого исследования сложно. Во-первых, если говорить о нижнем пределе, то следует отметить, что развитие славянских племён происходило неравномерно и зависело от тех природных условий, в которых они жили. Во-вторых, если говорить о верхнем пределе, то это – период т.н. двоеверия, однако в работе используются источники, зафиксированные намного позже. Кроме того, надо учесть, что многие отголоски древних верований дожили до конца XIX в.

Для того, чтобы проследить развитие «волчьего культа» у славян и превращение волка в враждебное существо уже в христианскую эпоху, необходимо ознакомиться с самыми разными источниками устной народной традиции, такими как поверья и приметы, которые охватывают разные стороны жизни человека, заговоры, сказки, пословицы и поговорки, предания, загадки и т.д. при этом, каждая из форм народной культуры, каждый фольклорный жанр имеют свою специфику и различную ценность в плане реконструкции мифологических представлений.

Традиционные народные поверья выступают в качестве мотивировок, запретов, оберегов и ритуально-магических действий. Однако их первоначальный мифологический смысл часто изменён, или вовсе стёрся. Богатый материал для раскрытия мифологической символики животных дают обряды, в которых животные фигурируют или непосредственно (часто как центральные персонажи), или символично (персонажи ряжения, фигурки животных и птиц и т.д.)

В фольклорных текстах мифологические представления о животных в более чистом виде представлены в былинах, легендах и реже в топонимических и исторических преданиях. Эти представления находят своё отражение в различных песенных текстах, прежде всего в обрядовых, но также в эпических и балладных. В меньшей степени игровых и шуточных, ещё слабее в лирических и исторических1.

Во многих фольклорных текстах мифологическая символика предстаёт в преобразованном виде. это относится прежде всего к заговорам, снотолкованиям, загадкам, которые сохранили следы глубокой архаики. Заложенный в них смысл раскрывается не прямо, а с учётом магической функции слова, поэтического иносказания. Вообще малые фольклорные тексты – это важный материал для реконструкции мифологических представлений, так как они имеют устойчивый формульный характер. Кроме заговоров и загадок, это заклички, заклинания, проклятия, формулы увещевания и задабривания зверей, запугивания детей. Такой же устойчивый характер имеют бранные формулы, содержащие сравнения с животными. В поэтической форме традиционные верования отразились в различных жанрах детского фольклора и в волшебных сказках. Мировоззрение наших предков можно отчасти восстановить с помощью произведений древнерусской литературы и археологических данных.

Неоценимую помощь в подобных исследованиях оказывают работы учёных т.н. мифологической школы И.П. Сахарова, Ф.И. Буслаева, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни и других. Они первые, основываясь на анализе русского фольклора, его сравнении с фольклором и мифологией других народов, попытались восстановить верования, культы, обряды и обычаи древних славян. Эти исследователи собрали массу произведений народного творчества, которые обрели свою вторую жизнь на бумаге. Труды «мифологов» пользуются популярностью и у современных учёных.

Как уже говорилось выше, отношение к волку у восточных славян менялось с ходом времени. Верования наших предков постоянно развивались и видоизменялись, но старое не отмирало, а наслаивалось на новое. Таким образом, очевидно, что любой культ многослоен.

Этапы развития ранних форм религии, как доказали учёные, неразрывно связаны с развитием общества, с историческими особенностями его жизни и деятельности. С.А. Токарев утверждает, что к числу древнейших по своему происхождению форм религии можно отнести: 1) тотемизм, 2) ведовство, 3) знахарство. Они коренятся в условиях жизни ещё первобытных людей. Более поздними формами религии, отражающими уже процессы разложения общинно-родового строя, следует считать: 4) инициации, 5) промысловый культ, 6) семейно-родовой культ святынь и покровителей, 7) патриархальный культ предков, smile8) нагуализм, 9) культ вождей, 10) культ племенного бога, 11) аграрные культы2.

Этой схеме соответствует и развитие культа волка у восточных славян. Он возник ещё до того, как основным занятием славян стало земледелие и скотоводство.

Охотники верили, что дикие животные являются их прародителями. У каждого племени был свой тотем. В тотемизме отразилось чувство связи человеческой группы с принадлежащей ей территорией. Эта форма религии как бы освящает и закрепляет традиционные права рода на его землю и охотничьи угодья.3 Кроме того, тотемическая мифология есть не что иное, как мифологическая персонификация чувства единства группы, общности её происхождения и преемственности её традиций. Тотемические предки – её религиозно-мифологическая санкция обычаев общины. Они – сверхъестественные учредители обрядов, выполняемых членами группы, запретов, соблюдаемых ими4.

Возможно, Геродот стал свидетелем подобного обряда: «Эти люди (по-моему) оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в своё прежнее состояние»5. В этом известии греческого историка многие комментаторы видят свидетельство славянства невров. Поскольку по многим источникам в то время у предков славян культ волка был широко распространён. Это можно объяснить тем, что волк – удачливый охотник, подобно ему люди существовали за счёт охоты. Отсюда желание подражать этому животному. Это отразилось в охотничьих ритуалах: плясках в звериных шкурах, что в свою очередь перерастает в промысловую магию.

Что касается магических запретов, разных видов охотничьей табуации, то это наиболее устойчивое проявление промысловой магии. Они возникли из элементарных мер предосторожности на охоте: не спугнуть зверя шумом, разговорами, запахом и, как следствие, требования соблюдать тишину, чистоплотность на промысле и всяческую скрытность. Именно на этой почве родились суеверные представления о том, что зверь понимает человеческую речь, слышит её издали. Подтверждение этому такие пословицы: «Сказал бы словечко, да волк недалечко»; «Не вызывай волка из колка». а потому, даже находясь дома, охотники не должны были прямо говорить о целях охоты, называть зверя по имени. Его называли либо дядька (белорусск.), либо лютый. Охотники, подражающие этому зверю, называли себя «лютичи».

Богатый этнографический материал позволяет проследить эволюцию религиозномагических и религиозно-мифологических представлений, связанных с промысловыми обрядами и, можно сказать, развившихся на их почве. Первоначально это была вера в магию, сверхъестественную силу самого человеческого действия. Но постепенно, по мере общего исторического развития, происходила персонификация этих магических представлений, они все больше принимали форму анимистических (мифологических) образов. То же стало и с культом волка. Этого зверя начинают наделять чудесными свойствами.

С промысловым культом связан и культ духа-хранителя. Согласно схеме С.А. Токарева, здесь пересекаются семейно-родовой культ святынь и покровителей, патриархальный культ предков и нагуализм, т.е. культ личного духа-покровителя. Наверное, именно к этому времени относится появление волшебных сказочных сюжетов о волке-помощнике, волке-пожирателе злых духов, а также приметы о том, что встретить волка в пути – к добру. У белорусов есть выражение «вовк яму дорогу перебёг», что означает, в сущности, то же, что и «ему счастье привалило».

С культом духа-покровителя связан обычай ношения амулетов: из многочисленных археологических находок видно, что украшения мужчин чаще всего состояли из волчьих клыков – видимо, это отголоски ещё ведовства.

На смену охоте приходят скотоводство и земледелие. Они становятся основными занятиями человека. Соответственно, появляются и новые культы, связанные с ними. Многие из прежних магических обрядов утрачивают свой общепонятный смысл. Волк для скотоводов и земледельцев становится животным враждебным. Однако традиция – это нечто устойчивое, и уважение к лютому зверю остаётся и в это и в последующее время.

У земледельцев, как уже говорилось, появились свои культы и представления о природе. Это т.н. метеорологическая магия, связанная с небесными силами и божествами. Волк же по своему хищному и разбойничьему нраву получает в народных преданиях значение враждебного демона. В его образе фантазия олицетворила силу ночного мрака, затемняющих небо туч и зимних туманов. Такое олицетворение стоит в тесной связи с верой в благодатные небесные стада, дарующие земле плодородие. Стада же, как небесные, так и земные, имеют общего врага – волка7.

Так, в загадках слово «волк» принимается за метафору ночного мрака: «Пришёл волк – весь народ умолк, ясен сокол пришёл – весь народ пошёл».

Эпитеты «волчий» и «вечерний» употреблялись иногда как равнозначные. Так, Вечерницу (планету Венеру) называли «волчьей звездой». На то, что волк служит символом тёмной тучи, есть указание в «Кормчей книге»: «облакы – гонештеи от селян влекодлаци нарицаются: егдо убо погыбнеть лоуна или сленце – глаголють: влекодлаци лоуну изъедоша или сленце»8.

Влекодлаци – облачённые в волчью шкуру (длаку). Небесные светила, омрачённые облаками, и бурные грозовые духи, шествующие в тучах, казались одетыми в волчьи шкуры. Поскольку небесные волки нападают на небесные стада (звёзды, луну, солнце), то появляется поверье, что волк может съесть огонь (в сказках: волк-огнеед). Волк-туча, пожиратель небесных светил в народных русских сказаниях носит название волка самоглота: он живёт на «море-окияне» (или на небе) и добывает сказочному герою гуслисамогуды. Эпитет «кровавый закат» видимо произошёл от того, что люди верили, что вечером волк пожирает солнце9. Выщерблены на луне – это следы от волчьих зубов.

Зима и особенно декабрь месяц представлялись периодом торжества демонов над благодатной силой солнечного света, поэтому всё продолжение зимы (от ноября до февраля) известно как волчье время. Февраль зовётся у славян – лютый.

Поскольку волк был небесным демоном туч, то его хозяином становился бог-громовник Перун. Предания о мифических облачных волках, сопутствующих ему во время грозного шествия по , в «период двоеверия» заставил признать св. Юрия (Егорья) вождём и владыкой волков. Он собирал их вокруг себя и каждому определял, где и чем кормиться. Среди крестьян существовало поверье, что волк не задавит ни одной твари без божьего соизволения; что на Юрьев день Егорий Храбрый разъезжает по лесам на белом коне и раздает волкам наказы, о чём свидетельствуют такие пословицы, как: «Что у волка в зубах, то Егорий дал»; «На то Георгий волку зубы дал, чтобы кормиться»10.

Это же подтверждает и относящееся к XIX в. предание, записанное Н.А. Криничной и писателем В. Пулькиным и изданные вместе с другими легендами и бывальщинами в 1989 году. «Ехал раз мужик лесом. Дело днём было, летом. Только вдруг видит: на овцу волк кинулся. Овца испугалась, кинулась под телегу. Волк испугался, убежал. Мужик взял овцу и повёз с собой, проехал сажен пять от того места, стало ни зги не видно – тёмная ночь. Он диву дался. Ехал, ехал и сам не знает куда. Вдруг видит огонёк. – А, – думает, – это, видно, гуртовщики. Хоть у них спрошу, куда ехать. Подъезжает и видит – костёр разложен, а кругом волки сидят и с ними сам Егорий Храбрый. А один волк сидит в стороне да зубами щёлкает. Говорит мужик, что, мол, так и так, заплутался, не знаю, где дорогу найти. Егорий ему и говорит: – Зачем, – говорит, – у волка овцу отнял? – Да она, – говорит мужик, – ко мне бросилась. Мне её жаль стало. – А чем же волки-то кормиться будут? Вот эти, видишь, сытые лежат, а этот голодный, зубами щёлкает. Я их кормлю; все довольны, только один жалуется. Брось ему овцу, тогда укажу дорогу. Ведь эта овца волку была обречена, так чего ты её отнял? Мужик взял и бросил волку овцу. Как только бросил, стал опять ясный день, и дорогу домой нашёл»11.

Таким образом, можно полагать, что некоторые древние поверья сохранялись даже в конце XIX в.

Возвращаясь к древнему покровителю волков Перуну, вспомним, что он был покровителем прежде всего воинов-дружин-ников, которые, в свою очередь, чтили животных своего бога и старались им подражать. В древнерусской литературе не раз встречается сравнение воина с серым волком12. Молодые воины называли себя волками. Это сравнение дожило и до XIX в. В.И. Даль записал такую пословицу: «Солдат, как волк; где попало там и рвёт».

Однако основным занятием наших предков было всё же скотоводство и земледелие, поэтому за волком всё более закрепляется дурная слава злого демона. Стихийные демоны представлялись древним не только как человекоподобные существа, но и в зверином обличье. Облачные покровы служили им шкурами. Они или совершенно превращались в животных, или усваивали какие-нибудь отдельные их признаки. Но если, с одной стороны, древний человек в явлениях природы усматривал повадки различных животных и своим небесным богам зачастую придавал их свойства, то, с другой стороны, от этих мифических образов он брал чудесные свойства и наделял ими животных. Утрачивая связь с древнейшими выражениями языка, человек постепенно забывал о сверхъестественном, и своё религиозное чувство обращал на окружавших его существ. Исконное значение слова терялось; мысль о могучем стихийном явлении, для которого оно служило метафорой, делалась недоступной сознанию, и оставалась странная, лишённая смысла, мифическая формула. Настоящее божество исчезло; в старинных сказаниях о нём, в молитвенных обращениях народ больше не узнавал своих старых богов, понимая каждое слово и выражение буквально. Он вместо бога обрёл простого быка, медведя, волка.

Так из небесного поглотителя волк превращается в разбойника, которого боятся, но всё ещё по старой дедовской памяти чтут. Хищный характер волка возбуждает представление о грабеже, насилии и резне. До сих пор ещё встречается выражение: «волк зарезал овцу или корову». В более поздние времена волками называли людей, ворующих чужой скот. Это подметил во время пребывания в Нижнем Новгороде П.И. Мельников (Андрей Печерский) и описал в своём романе «В лесах»: «За Волгой нет особых пастбищ и выгонов. Скот всё лето по лесу пасётся… А коров да овец иной раз из лесу воры прежде уводили. Таких воров «волками» народ прозвал. Эти волки с руками накроют, бывало, в лесу коровёнку либо овцу, тут же зарежут да на воз и на базар. Шкуру соймут, особо её продадут, а мясо за дёшево промышленникам сбудут, тем, что солонину на бурлаков готовят. Промысел этот не в пример безопасней, чем хожденье по чужим клетям да амбарам. Редко «волка» выслеживали. Но если такого вора на деле застанут, тут же ему мужики расправу чинят самосудом, по старине. Выпорют сначала розгами, сколько лозанов влезет, снимут с зарезанной скотины шкуру, от крови не омытую, надевают на вора и в таком наряде водят его из деревни в деревню со звоном в сковороды и заслоны, с криком, гиканьем, бранью и побоями. Делается это в праздничные дни, и за вором, которому со времени этой прогулки даётся прозвание «волка», собирается толпа человек во сто. После того человек тот навек опозорен. Какую хочешь праведную жизнь веди, все его волком зовут, и ни один порядочный мужик во двор его не пустит».

Ниже приводится «волчья песня», с которой вора водили по деревням:

Как у нашего волка Исколочены бока, Его били, колотили, Еле жива отпустили. А вот волка ведут, Что Микешкой зовут. У! у! у! Микешке волку Будет на холку! Не за то волка бьют, Что родился сер, А за то волка бьют, Что барана съел. Он коровушку зарезал, Свинье горло перегрыз. Ой, ты волк! Серый волк! Микешкина рожа На волка похожа. Тащи волка живьём, Колоти его дубьём.13

Очень подходит к данной ситуации пословица: «Сер волк, сед волк, а всё ему волчья честь»14.

Враждебное отношение к волку ощущается ещё во времена Киевской Руси. Так, например, в былинах волками или лютыми зверьми называют любых врагов. Это определение встречается и в древнерусской литературе.

После принятия христианства волк становится олицетворением нечистой силы. Волк – чёртов конь, но с другой стороны, чёрт боится волка. Существует легенда, что волка создал чёрт против Бога, да оживить не сумел. Это сделал Бог. Оживший волк накинулся на чёрта, который пытался спастись на дереве, чаще всего ольхе или осине. Зверь хватает его за ногу, и с тех пор чёрт становится беспятым, хромым или одноногим. Казаки, например, считают, что волки поедают чертей по велению Бога15.

Волк в период двоеверия осмыслялся не только как враг ("Не ставь неприятеля овцою, ставь его волком»), но и как инородец вообще. Волками звали евреев и татар. В белорусских заговорах волки называются яврэями (Могилёвская обл.)16.

В христианскую эпоху волк становится главным героем преданий об оборотнях (конечно, они существовали и раньше, особенно тогда, когда основной формой религии древних славян был тотемизм). В христианском миропонимании оборотни однозначно становятся воплощением зла. Люди, способные превращаться в волков по своей воле или в результате козней колдунов, назывались волколаки.

Превращение волколака, как и всякое оборотничество, предполагало перемещение из человеческого мира в мир иной. Комплекс признаков, присущих волколаку, наиболее полно сохранился в украинской, белорусской и польской традициях, где представления об этом персонаже реализованы в довольно ограниченном числе сюжетов: колдун превращает участников свадьбы в волков; человек превращается в волка в результате мести отвергнутой им девушки; злая тёща (жена) превращает нелюбимого зятя (мужа) в волколака; колдун становится оборотнем, чтобы чинить зло людям; муж-волколак в «урочный» час превращается в волка и нападает на свою жену, которая позже опознаёт его, увидев у него в зубах кусок своего платья. В славянских письменных памятниках упоминания о волколаках известны с XIII в.

Само название волколак (укр. вовкулак, бел. воуколак) согласно традиционной этимологии является сложением слов «волк» и «шкура». Другая теория возводит второй компонент слова к балто-славянскому обозначению медведя, дословно получается «волкомедведь» (медведь не менее мифологизированный персонаж).

Волколак чаще всего имеет облик обычного волка, хотя некоторые особенности и повадки выдают в нём оборотня: задние ноги у него имеют колена вперёд, как у человека, у него человеческая тень, горящие, как угли глаза, он всегда бегает один. У убитого волколака под шкурой якобы находили остатки истлевшей одежды.17 В момент превращения в волколака руки человека обрастают шерстью и становятся звериными лапами, он становится на четвереньки, вместо человеческого голоса слышен волчий вой. При обратном превращении человеческий облик ещё не приобщает оборотня к миру людей: он наг и не способен говорить. Момент окончательного возвращения в «этот» мир ритуализирован: обычно это наступает с надеванием рубашки, вкушением человеческой пищи, звоном колокола.

Оборотничество бывает добровольным, принудительным и предопределённым судьбой. По собственному желанию становятся ведьмы, колдуны. Они же способны превратить любого человека в оборотня. Предопределено ими стать людям, зачатым под пасху, рождённым женщиной от связи с волком, проклятым родителями, двоедушникам.

Способы превращения в волколака и обратно связаны с пересечением границы, отделяющей человеческий мир от звериного: перекувыркивание через плетень, перекрёсток, осиновую колоду, пень, воткнутые в землю ножи, перелезание через хомут и т.д. И.П. Сахаров записал любопытный заговор, произносимый по народному поверью самим оборотнем: «На море на Окияне, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц – золотые рожки. Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гады, чтобы сон серого волка не брали и тёплой бы с него шкуры не драли. Слово моё крепко, крепче сна и силы богатырской»18.

Итак, проследив развитие культа волка на Руси, можно выделить следующие мотивы, связанные с этим животным: 1) покровитель и помощник (у охотников и воинов); 2) жертва, принесённая этому животному («Что у волка на зубах, то Егорий дал»); 3) свои – чужие: волк ассоциировался с врагом, инородцем и просто чужанином (что особенно ярко проявилось в брачной символике: для каждой из участвовавшей в свадьбе сторон чужими являлись представители противоположной стороны и они называли друг друга волками); 4) мотив «того света», когда волка уже считали исчадием ада: чёртовым конём, оборотнем.

Наслоения этих мотивов друг на друга создали причудливую картину отношения народа к волку, где смешались почитание и уважение, страх и ненависть.
#20
Волк как символ у разных народов:

У большинства народов волк означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость. Волки и вороны часто оказываются близкими друзья примитивных богов мертвых.

У алхимиков волк вместе с собакой символизирует двойственную природу Меркурия.

У ацтеков воющий волк – бог танца.

В кельтской мифологии волк проглатывает Небесного Отца (солнце), после чего наступает ночь. У китайцев он символизирует прожорливость и алчность.

В христианстве волк – зло, дьявол, жестокость, хитрость и ересь, а также человек с неподвижной шеей, так как считается, что волк не способен обернуться. Волк был эмблемой святого Франциска Ассизского, приручившего волка Губбио.

У египтян он является атрибутом Кхенти, Аменти и Упуат.

В греко-римской традиции волк посвящен Марсу (Аресу) как олицетворение ярости, а также Аполлону и Сильвану. Волчица, согласно легенде, вскормившая Ромула и Рема, часто изображается в римском искусстве.

Волк символизирует также доблесть. У евреев волк олицетворяет кровожадность, жестокость, преследующий дух (Бытие, 49:17).

У индийцев ашвины спасают перепела дня от волка ночи.

Волк является ездовым животным ведьм и чернокнижников, его облик принимает оборотень или вервольф.

Глаза, сердце, зубы, когти, шерсть волка служили оберегами, военными талисманами и лечебными средствами повсеместно. Волчий зуб давали ребенку, у которого режутся зубы. Волчий хвост носили от болезней.

Рисунок
Сообщения 1 - 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец

Читают тему
гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0